Профориентационная работа
ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.docx
Профориентационная работа МБОУ СОШ№45.docx

Цели:
· оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
· выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
· получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
· обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
· дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
· выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и, в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под директора заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
· сформировать положительное отношение к труду;
· научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
· научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
· научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
· Профессиональная информация.
· Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
· профориентационные уроки;
· экскурсии;
· классный час по профориентации;
· встречи со специалистами;
· профессиографические исследования;
· родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению.
Педагогические советы
2017-2018уч.год–«Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся». Анализ и обобщение опыта.
Методические семинары
· Роль элективных курсов в предпрофильном обучении.
· Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.
· Внедрение инновационной деятельности.
· Перспективы профильного обучения.
Предметно - методические недели
1-4 классы
Мир профессий
- Знакомство с профессиями родителей.
|
- классные часы-встречи - рассказ о профессии |
- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.
|
- беседы о труде - внеклассные мероприятия - профориентационные игры |
- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.
|
- составление каталога профессий - профориентационные игры - классные часы-встречи
|
5-8 классы
Самоопределение в области «человек – труд - профессия»
Формирование основ профориентационной направленности. |
- анкетирование учащихся - психологическое тестирование |
Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.
|
-психологические тренинги, тестирование - классные часы - профориентационные игры. |
Формирование профессионального самопознания.
|
· сотрудничество со специалистами образовательных учреждений, организаций, предприятий, центров. · психологические тренинги, тестирование · классные часы |
- Проектная деятельность |
- музейное дело - музыка - математика - технология - информатика |
Профориентация в 1-8 классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций, учителями школы, преподавателями учебных заведений, специалистами предприятий и организаций, а также в рамках предпрофильной подготовки.
Общешкольные мероприятия
1. Профориентационная информация высших и средне-специальных учебных заведений
2. Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.
3. Информация о положении молодежи на рынке труда
4. Встречи с представителями разных профессий.
5. Дни открытых дверей высших и средне-специальных учебных заведений
Примерная тематика классных часов.
№ |
1-4 классы. |
1 |
Мир моих интересов |
2 |
Все работы хороши – выбирай на вкус. |
3 |
Профессии наших родителей. |
4 |
О профессиях разных, нужных и важных. |
5 |
Путь в профессию начинается в школе. |
6 |
Моя мечта о будущей профессии. |
7 |
Труд на радость себе и людям. |
|
5-8 классы. |
1 |
Мир-профессий. Человек-техника. |
2 |
Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи. |
3 |
Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. |
4 |
Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
5 |
Мир профессий.Книга-выставка. |
6 |
Мир профессий. Электронные помощники. |
7 |
Астрономия наших дней. |
8 |
Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. |
|
9-11 классы. |
1 |
Познай самого себя. |
2 |
Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование. |
3 |
Профориентация и медицинская профконсультация. |
4 |
Мотивы выбора профессии. |
5 |
Психологические характеристики профессий. |
6 |
Они учились в нашей школе. |
7 |
Выпускники школы-учителя |
8 |
Профессии с большой перспективой. |
9 |
Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. |
10 |
Что век грядущий нам готовит? |
11 |
Профессии с большой перспективой. |
12 |
Сотвори свое будущее. |
13 |
Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |